Цепь очень важный компонент трансмиссии велосипеда, в случае поломки (разрыва) цепи вы не сможете продолжить свою поездку.
Несмотря на видимую простоту, велосипедная цепь представляет из себя механизм, в котором используется множество современных технологий, гарантирующих идеальный контакт со звездами трансмиссии, для передачи крутящего момента на заднее колесо и плавного переключения передач.
Вот краткое изложение всего, что вам нужно знать о велосипедных цепях, включая конструкцию цепи, работу с многоскоростными трансмиссиями, совместимость и многое другое.
Этот материал был написан и передан на «ВелоПитер» Андреем
Григорьевым
С момента появления велосипеда прошло не так много времени,
но уже около ста лет конструкция велосипеда не претерпевает каких-либо кардинальных
изменений. Какие же решения оказались столь долговечными? Пожалуй, тремя революционными
шагами в развитии велосипедного дела стали: цепной привод, пневматическая шина
и ромбовидная рама.
С появлением на велосипеде цепи от педалей к колесу,
стало возможным уменьшить размер колес с полутора метров до 600-700 мм, что,
в свою очередь, привело к повышению безопасности езды, а также к повышению скорости
движения. Почему же был выбран именно цепной привод, а не, скажем, ременной
или шестеренный? Цепной привод, в отличие от шестеренного, достаточно легок,
по сравнению с ременным — не проскальзывает. Цепи, используемые в велосипедах,
рассчитаны на вполне определенную задачу — предавать усилия с наименьшими потерями,
с чем они достаточно хорошо справляются. При этом они прочны и износостойки
в определенных пределах. К тому же, используя цепной привод, можно легко организовать
достаточно простую многоступенчатую передачу. В велосипедах используются только
однорядные цепи.
1. КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДАЧ И ЦЕПИ.
Первые велосипеды имели одну передачу, многие
современные — многоскоростные. Какая же разница между теми и другими? Надо сразу
отметить, что с точки зрения типа применяемой цепи, велосипеды с планетарными
втулками можно отнести к односкоростным велосипедам: в цепной части привода
присутствует по одной ведущей и ведомой звезде. У многоскоростных велосипедов
с внешними переключателями передач ведущих звезд от 1 до 3 и 4-10 ведомых (как-то
раз я видел велосипед безродного производства аж с четырьмя ведущими звездами!).
Как это влияет на цепь? Использование большого количества звезд ведет к тому,
что на многих передачах цепь идет не ровно, а с перекосом, то есть ведущие и
ведомые звезды расположены не в одной плоскости, а в параллельных, но с некоторым
сдвигом. И чем больше этот сдвиг, тем сильнее изнашиваются цепь и звезды, поэтому
большинство производителей рекомендует не использовать, по возможности, передачи
с большим перекосом цепи.
Как же была решена проблема минимизации влияния
перекоса при работе цепи? В старых велосипедных цепях соединение между соседними
звеньями состояло из штифта, соединяющего звенья цепи, цилиндрического стакана,
скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходил штифт, и ролика,
находящегося поверх стакана. Новые цепи отличаются отсутствием стакана, роль
которого выполняют загнутые внутрь вокруг отверстий края внутренних щечек. Они
имеют несколько скругленную поверхность, что позволяет цепи лучше изгибаться
в поперечном направлении. Это способствует лучшему переключению передач и работе
цепи с перекосом. Кроме того, масло может легче проникать внутрь для смазки
штифта.
2. РАЗМЕРЫ ЦЕПИ
Одно из самых важных отличий между цепями, не
всегда видимое на первый взгляд, но весьма существенное, это ширина цепи. Интуитивно
понятно, что чем больше звезд мы хотим поставить на заднюю втулку велосипеда,
тем шире придется делать втулку, ведь сильно сужать «зонт» спиц нельзя, иначе
колесо потеряет поперечную жесткость, а значит, и прочность. Но очень широкой
втулку тоже не стоит делать по соображениям прочности самой втулки и ее оси.
Поэтому, с увеличением количества передач, производители стали уменьшать расстояния
между звездами кассеты и толщину самих звезд. Соответственно, чем больше звездочек
размещено на кассете, тем уже должна быть используемая цепь. Ниже приведена
приблизительная ширина цепей по головкам заклепок в зависимости от количества
звезд в кассете, хотя, она может немного различаться у разных производителей.
О взаимозаменяемости цепей, рассчитанных на разное
количество передач, кратко можно сказать следующее. Цепи, рассчитанные на 10
передач, можно ставить только на соответствующий привод. Цепи на 9 передач тоже.
Цепи на 8 передач работают с кассетами на 8 и 7 звезд и, возможно, на кассетах
на меньшее количество звезд, кроме односкоростных. Цепи на 7 передач — на кассеты
на 7 звезд и ниже, кроме односкоростных. Ниже — все аналогично. А вот поставить
цепь, рассчитанную на меньшее количество передач на кассету с большим количеством
нельзя.
Еще один важный размер — это шаг цепи. Традиционно,
в велосипедах применялись цепи с шагом в 1 и 0.5 дюйма. Но цепи с дюймовыми
звеньями имели слишком большую неравномерность хода цепи при набегании на звездочки
и сходе с них из-за большой длины звеньев, поэтому такие цепи уже давно не применяются
и цепи с полудюймовым шагом (12.7 мм) стали стандартом.
Цепи для многоскоростных велосипедов не различаются
по типу: на горных велосипедах, гибридах, многоскоростных городских, турингах
и шоссейных используются совершенно одинаковые цепи. Но ресурс (ходимость) одних
и тех же цепей на горном и шоссейном велосипедах обычно существенно различается.
Заметному снижению срока службы цепи на горном велосипеде способствует явно
большая загрязненность, а также работа при больших нагрузках (на меньших по
размеру звездах натяжение цепи выше при прочих равных).
3. ПРОИЗВОДИТЕЛИ ЦЕПЕЙ
Цепи этих производителей различаются по типу соединения.
Цепи Shimano не имеют соединительного звена совсем. При установке такой цепи
на велосипед необходим специальный инструмент — выжимка, при помощи которой
один из соединительных штифтов (заклепок, пинов, как их еще называют) запрессовывается
на свое место или выпрессовывается при снятии. Со всеми новыми цепями Shimano
идет пара специальных соединительных штифтов, которые имеют направляющий носик,
облегчающий установку штифта на место. После установки, этот носик обламывается.
Для цепей рассчитанных на 8 и 9 звезд соединительные пины различаются: штифты
с черными головками предназначены для цепей на 8 звезд (IG), с серебристыми
— на 9 (Super narrow HG). Многие велосипедисты считают, что лучше пользоваться
стандартными штифтами, выжимаемыми из цепи при укорачивании ее до необходимой
длины, чтобы гарантированно не было проблем с подбором пинов. По крайней мере,
именно так ремонтируется любая цепь в случае разрыва при эксплуатации.
На данный момент Shimano производит цепи следующих типов: Super
narrow HG (предназначены для установки на велосипеды с кассетами на 9 звезд)
и IG (на 8 и 7 звезд), плюс цепи на односкоростные велосипеды. ** Также, в каталогах
запасных частей еще встречаются цепи HG (Narrow HG) на старые кассеты/системы
на 6-8 передач. Цифровой индекс в маркировке, например IG-70, говорит о классе
цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают
информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например,
PC-68: первая цифра говорит о классе цепи, вторая о количестве передач, в данном
случае 8. Сейчас SRAM выпускает цепи на 9, 8, 5-7 и 1 ведомую звезду. KMC разделяет
свою продукцию на цепи для 9, 8, 7, 6 и 1 ведомой звезды. Их маркировка достаточно
разнообразна (см. таблицу). * К тому же, сейчас KMC по лицензии производит цепи
IG-31 и IG-51 для Shimano. Цепи на 10 звезд, как и оборудование вообще, сейчас
выпускает только Campagnolo.
При разборке цепи нельзя выжимать штифты с
обламываемыми носиками, так как при их установке, отверстия в щечках несколько
увеличиваются, а данные штифты изнашиваются сильнее обычных, поэтому их вторичное
использование или использование стандартного штифта в этом месте, скорее всего,
приведет к тому, что вы достаточно легко порвете цепь.
В отличие от Shimano, компании SRAM и KMC теперь
продают цепи со специальными замковыми звеньями (SRAM PowerLink, например) для
легкой установки на велосипед и снятия. От обычных замков односкоростных цепей
данные замки отличаются типом блокировки: ведь в многоскоростной цепи заклепки
практически не должны выдаваться над боковыми пластинами. Замковое звено состоит
из двух половинок, каждая из которых — это щечка с запрессованным с одной стороны
штифтом. Такие замки позволяют ставить и снимать цепь без выжимки цепи.
4. МАРКИРОВКА ЦЕПЕЙ
Как же можно внешне определить, на какое число
передач рассчитана та или иная цепь? В общем случае, можно дать следующую рекомендацию:
если на цепи присутствует надпись Super narrow, то эта цепь рассчитана
на 9 ведомых звезд, если просто Narrow — на 7-8 (6), если ничего — на
меньшее количество.
На данный момент Shimano производит цепи следующих
типов: Super narrow HG (предназначены для установки на велосипеды с кассетами
на 9 звезд) и IG (на 8 и 7 звезд), плюс цепи на односкоростные велосипеды. Также,
в каталогах запасных частей еще встречаются цепи HG (Narrow HG) на старые кассеты/системы
на 6-8 передач. Цифровой индекс в маркировке, например IG-70, говорит о классе
цепи: чем больше число, тем лучше и дороже цепь. Цепи производства SRAM включают
информацию о количестве передач и о классе цепи в цифровой индекс, например,
PC-68: первая цифра говорит о классе цепи, вторая о количестве передач, в данном
случае 8. Сейчас SRAM выпускает цепи на 9, 8, 5-7 и 1 ведомую звезду. KMC разделяет
свою продукцию на цепи для 9, 8, 7, 6 и 1 ведомой звезды. Их маркировка достаточно
разнообразна (см. таблицу). * К тому же, сейчас KMC по лицензии
производит цепи IG-31 и IG-51 для Shimano. Цепи на 10 звезд, как и оборудование
вообще, сейчас выпускает только Campagnolo.
Маркировка цепей в 2002 году собрана в следующей
таблице:
На износостойкость цепи, ее вес, прочность и сопротивляемость
коррозии влияют такие параметры, как материал, из которого изготовлена цепь,
поверхностная термическая и химическая обработка и наличие напыления. Очень
приблизительно о классе цепи можно судить (хотя, это и не всегда так) по ее
цвету. Цепи низкого уровня имеют черную поверхность боковых пластин (чернение,
воронение). Цепи среднего уровня — белые и блестящие (никелировка), высокого
— серые матовые. Иногда встречаются цепи с желтоватым отливом, обычно это цепи
невысокого уровня.
5. СВОЕВРЕМЕННАЯ ЗАМЕНА ЦЕПЕЙ
О том, как правильно определить момент необходимый
для замены цепи на новую, написано немало, поэтому я лишь кратко повторюсь.
Главная идея заключается в том, что цепь изнашивается в 2-3 раза быстрее звезд
кассеты, и в 4-6 раз быстрее звезд системы. Это — в случае своевременной замены
цепи. Если же цепь не поменять вовремя, то сильно изношенная цепь начнет быстро
«съедать» кассету, особенно «любимые» передачи, и тогда вместе с цепью придется
менять и ее, а в худшем случае и систему. Поэтому, для экономии средств, цепь
необходимо менять несколько ранее, чем она окончательно износится, что позволит
обойтись только заменой цепи.
Как же определить, пора ли менять цепь или еще
рано? Измерение ресурса цепи в километрах не корректно с точки зрения определения
ее износа. Для этого обычно измеряют, насколько удлинилась цепь в результате
износа в подвижных соединениях, для чего используют хорошую жесткую линейку,
штангенциркуль или специальное устройство. Обычно измерение проводят на натянутом
участке цепи в 24 звена (полузвена), длина которого для новой цепи составляет
ровно 12 дюймов (полудюймовая цепь) или 304.8 мм. В теории, измерения проводятся
при натяжении цепи усилием в 1% от усилия разрыва цепи, которое составляет от
1000 кгс для цепей под Старт-Шоссе до 2100 кгс для цепей KMC, т. е. 10-20 кг.
Приведенные в других источниках данные, на мой взгляд, несколько завышены, поэтому
я привожу уточненные данные:
Эти данные касаются замены старой цепи на новую.
Однако для повышения срока службы цепи и кассеты можно применить метод круговой
замены цепей, когда с новой кассетой используется 2-4 цепи, в случае использования
кассеты и цепи одного уровня. Цепи сменяются через каждые 500-1000 км, а после
установки всех цепей по первому разу, они устанавливаются по 2-му, 3-му разу
и т. д. В этом случае звезды кассеты и все цепи изнашиваются более-менее равномерно
(разница не должна превышать 1.0 мм на 24 звена для всех цепей) и достаточно
хорошо работают при существенных удлинениях (до 3.0-4.0 мм на 24 звена). Безусловно,
стоит упомянуть и то, что цепи работают значительно дольше при своевременной
чистке и смазке.
Если попытаться кратко ответить на вопрос, цепи
какого производителя лучше, а какого хуже, то можно лишь напомнить следующее.
Во-первых, качество цепей меняется год от года, и часто не в лучшую сторону.
Во-вторых, цепи одного типа могут быть лучше у одного производителя, а другого
у другого производителя. В третьих, имеет смысл сравнивать не названия цепей,
а цены в своем регионе на конкретные модели цепей. Что касается моего субъективного
мнения, то, пожалуй, производителей можно было бы распределить по снижению параметров
цепей следующим образом: SRAM, Shimano, KMC. Но это лишь IMHO.
Совместимость велосипедных цепей
12-скоростные цепи SRAM MTB совместимы с 12-скоростными шоссейными групсетами бренда
В прошлом цепи одной и той же скорости можно было смело использовать на трансмиссиях разных производителей. Сегодня с появлением 12 и 13 скоростных трансмиссий ситуация поменялась. Дизайн и специфические элементы таких цепей могут значительно меняться при переходе от бренда к бренду.
Например, 12-скоростные цепи SRAM Eagle нельзя использовать с 12-скоростными шоссейными задними переключателями и наоборот. Вместе с тем, вы можете одновременно использовать некоторые 11-скоростные компоненты Shimano и SRAM, хотя, это сделает трансмиссию более шумной.
В 12-скоростных шоссейных групсетах Shimano используется та же цепь Hyperglide+, что и в 12-скоростных групсетах для MTB. При этом цепь имеет особые конструктивные особенности (форму звеньев), которые способствуют более быстрому переключению.
Shimano также выпускает цепь Linkglide, которая предназначена для использования с электрическими велосипедами с 10 или 11 скоростями. Эти цепи можно использовать с трансмиссией Hyperglide, а также с Linkglide для электровелосипедов. Цепь имеет особую форму звена, предназначенную для работы с дополнительной мощностью, выдаваемой электродвигателем.
Существуют такие бренды, как Wippermann и KMC, выпускающие цепи, которые, как правило, совместимы со всеми видами трансмиссий. Тем не менее, стоит всё-таки проверить сайты производителей групсетов, чтобы убедиться, что конкретная цепь соответствует вашей трансмиссии.
Как устроена велосипедная цепь?
Велосипедная цепь состоит из ряда звеньев, состоящих в основном из боковых пластин, штифтов и роликов.
Цепь состоит из ряда звеньев. Большинство цепей имеют чередующиеся широкие и узкие звенья которые повторяются на протяжении всей длины.
Каждое звено имеет две боковые пластины, которые скреплены пинами (также называемыми штифтами), а ролик закреплен на плече внешнего звена. В некоторых цепях с каждой стороны ролика может быть отдельная втулка, хотя в современных цепях они обычно отсутствуют.
Чтобы сделать цепь непрерывной, соединительный штифт можно частично выжать из звена с помощью выжимки цепи, а затем вставить обратно в цепь запрессовав его в новое звено.
Цепь предназначена для передачи крутящего момента от ведущей звезды велосипеда на заднюю кассету, а затем на заднее колесо, чтобы обеспечить поступательное движение велосипеда вперед.
Цепи итальянского бренда Кампаньоло соединены штифтом в форме пули, длина которого превышает ширину цепи; закругленный конец штифта звена отламывается после того, как штифт запрессован.
Важно знать, что не все выжимки цепи имеют функцию зачистки пина. Поэтому если у вас групсет от итальянского бренда, вам потребуется приобрести специальную выжимку цепи.
Другой метод соединения звеньев цепи заключается в использовании специального быстросъёмного замка. Он состоит из двух половинок, которые устанавливаются в отверстия боковых пластин звеньев цепи. После натяжения полотна цепи замок защелкивается, надежно соединяя цепь.
Быстросъемные замки очень удобны в использовании и позволяют оперативно снимать и устанавливать цепь в случае необходимости.
Некоторые быстросъемные замки являются многоразовыми и могут быть разъединены, а затем снова соединены, в то время как другие, не могут быть использованы повтороно, так как (по заявлениям производителя) соединение теряет расчетную прочность.
Часто задаваемые вопросы
Имеет ли цепь направление движения?
12-скоростная дорожная цепь SRAM с плоской верхней частью является направленной
Ответ «иногда». Направленность цепи зависит от бренда и групсета. Старые цепи для меньшего количества передач обычно ненаправленные.
В случае с 12-скоростными шоссейными цепями SRAM их плоская конструкция означает, что их необходимо устанавливать плоской стороной наружу правильной стороной.
Если ваша цепь соединена с помощью быстросъемного замка, важно проверить, является ли он направленным. Некоторые быстросъемные звенья, моделей от Shimano с 11 и 12 скоростями, имеют стрелку, обозначающую направление движения цепи.
Когда следует менять цепь?
Устройство для проверки растяжения цепи — это простой инструмент для контроля износа трансмиссии.
Лучший способ узнать, когда нужно заменить цепь — это использовать устройство для проверки растяжения цепи. Когда именно вам нужно заменить цепь, зависит от того, когда, как и где вы ездите.
По мере износа цепи она растягиваются, и поперечные перемещения между звеньями также увеличиваются. Появление люфта приводит к неточному переключению. Также растянутая цепь может быстро изнашивать кассету и переднюю звезду.
Важно знать, что 11-13-скоростная цепь, которая растянулась на 0,5%, должна быть заменена.
Меняйте цепь до того, как она станет слишком растянутой, чтобы избежать ненужного износа кассеты и звездочек.
Если ваша 11 или 13-скоростная цепь растянулась до 0,75% или 6-10-скоростная цепь до 1,0%, вам также необходимо заменить кассету. Ролики на цепи не будут должным образом сцепляться с зубьями на кассете и педали могут проскальзывать. Если ваша цепь имеет еще большее растяжение, вам также может потребоваться заменить переднюю звезду.
Своевременная замена велосипедной цепи является более экономически оправданным, чем замена всех трех основных компонентов трансмисси: цепи, звезды и кассеты. Если вы замените цепь, как только на ней появятся первые признаки износа, вы, скорее всего, продлите срок службы своей кассеты и передней звезды.
Какой измеритель износа цепи мне нужен?
Вы должны купить устройство для проверки цепи, которое соответствует количеству скоростей вашей трансмиссии.
Вы конечно можете приобрести самые дорогие цифровые модели для измерения износа цепи, однако самый дешевый вариант и точный — это тонкий штампованный металлический инструмент, который прекрасно справляется со своей основной задачей.
Измерители износа цепи подобной конструкции работают одинаково. Вам необходимо поместить металлические губки инструмента на ролики цепи и если измеритель проваливается в глубь звеньев, это означает что цепь изношена и она нуждается в замене. Если инструмент не провалился у вашей цепи все в порядке.
Важно проверить цепь в двух или трех местах, а не только в одном, потому что цепь не всегда растягивается равномерно.
Однако некоторые инструменты, такие как Park CC4, работают по несколько иному принципу: вы держите измерительный наконечник инструмента, поддерживая давление, прежде чем опустить его в звено для получения точных показаний.
Как заменить велосипедную цепь?
Выжимка цепи является незаменимым инструментом домашнего механика.
Чтобы заменить цепь, обычно необходимо выжимка цепи, совместимая с вашим типом трансмиссии.
Тщательно очистив все компоненты трансмиссии, вам нужно продеть новую цепь через ролики заднего переключателя.
Вам нужно будет использовать выжимку цепи, чтобы укоротить велосипедную цепь, удалив нужное количество звеньев.
Как ухаживать за цепью?
Цепь должна быть чистой и хорошо смазанной.
Чтобы снизить скорость износа велосипедной цепи, важно содержать ее в чистоте. Регулярное использование очистителя цепи — лучший быстрый способ сделать это. Затем вам нужно высушить цепь и нанести тонкий слой смазки цепи.
Следуйте инструкциям производителя смазки, но обычно вы должны сделать от 10 до 20 оборотов педалей, чтобы смазка проникла в ролики цепи. После этого излишки смазки следует вытереть сухой тряпкой.
Также важно повторно смазывать цепь после езды по мокрой дороге, чтобы предотвратить появление ржавчины. Нельзя наносить смазку на грязную цепь, потому что в результате она будет притягивать еще больше грязи.
Вы также можете сварить свою цепь в воске. О том как правильно варить велосипедную цепь мы расскажем в нашей следующей статье.
Длина велосипедной цепи
В новой велосипедной цепи обычно больше звеньев, чем вам нужно.
Цепи обычно продаются со 110 и более звеньями. Это больше, чем необходимо для большинства велосипедных групсетов, поэтому цепь приходится укорачивать по длине, чтобы она подходила для вашей трансмиссии.
Однако существуют горные велосипеды с подвеской с высоким шарниром, для которых обычно требуется более длинная цепь, и вам может понадобиться купить две цепи.
Подвеска горного велосипеда с высоким шарниром, натяжной ролик используется для направления цепи
Самый простой способ определить правильную длину велосипедной цепи — это подсчитать количество звеньев вашей старой цепи, которая шла на велосипеде с завода.
Если вы устанавливаете совершенно новую трансмиссию или меняете диапазон вашей кассеты, для определения правильной длины цепи вам необходимо использовать методику, описанную в нашей статье.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1. Маркировка цепей
2. Особенности многоскоростных цепей
1. Маркировка цепей
Рассмотрим маркировку цепи. Например, 1/2″х1/8″х102L
1/2″х1/8″ — это геометрические параметры цепи, выраженные в дюймах:
— первое число (1/2″) — это шаг цепи, т.е. расстояние между центрами соединительных пинов одного звена;
— второе число (1/8″) — это внутренняя ширина цепи s, т.е. расстояние между внутренними плоскостями внутренних пластин. Этот параметр зависит от толщины звёздочек кассеты и системы;
102L — количество звеньев данной цепи.
1/2″х1/8″ – это общепринятый стандарт цепей для синглспидов. Раньше под сингл еще выпускали более широкую цепь 3/16”, тяжелую, шумноватую, но практически на весь срок службы велосипеда.
Общепринятым стандартом для многоскоростных цепей является маркировка 1/2″х3/32″.
3/32″ – это обозначение стандартной 8-ми скоростной цепи;
11/128″ – это обозначеине стандартной 9-ти скоростной цепи.
Для планетарных втулок раньше использовались только сингл-цепи 1/8″. Теперь они нужны только для планетарок от Sturmey-Archer, для которых традиционно используют толстые малоизнашиваемые звездочки и старым моделям от Sram. Звезды, работающие с современными 8-ми скоростными планетарками Alfine от Shimano работают с 7-8 скоростными цепями, а для 11 скоростных Alfine рекомендуется 10-скоростная цепь.
То есть постепенно синглспидные цепи становятся уделом bmx’еров и односкоростных городских велосипедов типа нашего Аиста.”
Цепи от различных производителей. Сходства и отличия.
Наверное, не ошибусь, если скажу, что самые известные – это японский производитель Shimano (Шимано), американский SRAM (СРАМ), КМС, Campagnolo (Кампаньоло).
Несмотря на то, что маркетологи почти всех производителей заявляют, что их цепи и компоненты не совместимы – это не является отражением действительности.
Велосипедные цепи изготовленные по JIS (Shimano) и ANSI (SRAM) абсолютно взаимозаменяемы, если они рассчитаны на работу с одинаковым количеством звёзд.
KMС вообще производят свои цепи по лицензии Shimano, поэтому несовместимость исключена.
А вот цепи Campagnolo имеют некоторые особенности. Например, увеличенный диаметр ролика и толщина пластинок. Вероятно, поэтому цепи Campagnolo считаются самыми износостойкими.
С историей велосипедных компаний можно ознакомиться по ссылке: http://velo-foto.ru/istoriya_velo_kompaniy/
Бывают ещё облегчённые цепи с пустотелыми пинами и перфорацией на внутренних и внешних пластинах. Это фишка для тех, кто гоняется за малым весом. Но подобные «выкрунтасы» с перфорацией скорее дань моде, нежели необходимость. Вес цепи, конечно, снижается, но и ресурс не увеличивается.
Бывают цепи с одним повторяющимся звеном (халфлинк – halflink – “пол-звена”) для сингспидов и велосипедов с планетарной системой переключения передач.
Цепи системы “халфлинк” применяются для более точной подстройки натяжения цепи в одно-скоростных и планетарных трансмиссиях.
В противном случае можно применять натяжитель цепи:
В цепях системы “халфлинк” нету полноценных звеньев, так же как и разделения на внутренние и наружные пластинки. Тут каждая пластинка одновременно является и внутренней и внешней и каждое полу-звено входит в такое же.
При замене такой цепи следует помнить о направлении её движения. Устанавливать её следует так, чтобы при движении цепи “чешуйки” проскальзывали, а не задирали поверхности.
Существует мнение, что при наличии возможности, лучше отказаться от использования цепей системы “халфлинк” по причине её быстрого растяжения из-за особенностей конструкции.
2. Особенности много-скоростных цепей (тихая революция)
Незаметная революция в производстве много-скоростных цепей произошла тихо, без сенсаций.
В многоскоростных цепях для улучшения бокового склонения цепи (определение взято из ГОСТа) была изменена конструкция внешних пластин, а так же изъята втулка (её же называют «стаканом»).
Условно назовём цепи со стаканом «цепями старого образца» (красная стрелка указывает на наличие втулки).
В цепях «старого образца» соединение между соседними звеньями состоит из штифта, соединяющего звенья цепи, цилиндрического стакана, скрепляющего пластины внутреннего звена, сквозь который проходит штифт, и ролика, находящегося поверх стакана.
Многоскоростные цепи отличаются отсутствием стакана, роль которого выполняют загнутые внутрь вокруг отверстий края внутренних щёчек. Они имеют несколько скругленную поверхность, что позволяет цепи лучше изгибаться в поперечном направлении.
Это способствует лучшему переключению передач и работе цепи с перекосом. Кроме того, масло может легче проникать внутрь для смазки штифта. В вело-цепях «старого образца» на два полу-звена приходится десять деталей. Цепи без стакана впервые стала выпускать фирма Sedisport. Цепи Sedisport заслужили хорошую репутацию. Другие производители повторили ее конструкцию.
БеЗстаканные велосипедные цепи такого типа имеют всего восемь деталей (вместо десяти) на двух звеньях, хотя внешне не отличаются от цепей «старого образца».
В цепях «старого образца» две внутренние пластины между собой соединены стаканом, который подобен полой оси. Если разобрать звено такой цепи, то снаружи внутренних пластин можно увидеть развальцованный край стакана. Наружные пластины в собранном состоянии закрывают стакан. Его внешняя часть также не видна, потому что её закрывает ролик. Пины, которые соединяют пластины цепи проходят внутри стаканов, ролики находятся снаружи. При этом внутренняя и внешняя стороны стакана подвергаются износу.
В многоскоростных цепях внутренние пластины не плоские.
Вместо обыкновенного отверстия для запресовывания стакана на каждом отверстии внутренней пластины имеется кольцевой выступ в половину внутренней ширины цепи.
Край этого выступа имеет фаску, благодаря которой цепь перемещаться более гладко при перекосе, чем цепь «старого образца».
Возможно из-за этого переключение также происходит легче.
Суть конструкции в целом не изменилась, так как роль стакана в многоскоростной цепи выполняют видоизменённые внешние пластины и ролик между ними.
Из-за того, что «своеобразный стакан» в цепи без стакана состоит из двух половинок, не соединенных непосредственно между собой, то такая цепь в поперечном направлении изгибается лучше, так как между половинками «стакана» имеется небольшой зазор.
Современная многоскоростная роликовая велосипедная цепь состоит из нижеперечисленных частей: наружные и внутренние пластины, ролик, штифт (он же «пин»).
Увеличенное боковое склонение многоскоростной цепи – это не единственное её достоинство по сравнению с «цепью старого образца».
В зависимости от того, на какую велосипедную кассету (читай «количество звёзд в кассете») рассчитана цепь, различают цепи по ширине:
Альтернативы цепным передачам
Несмотря на широкое распространение цепных передач существуют альтернативные конструкции передачи крутящего момента от системы заднему колесу.
Это ременная и карданная передача.
Ознакомиться с ними можно перейдя по указанным ниже ссылкам:
Авторы старались собрать исчерпывающую информацию по велосипедным цепям, которая может быть интересной или найти ей практическое применение.
Если Вы обнаружили неточности или знаете полезную информацию, которой можно дополнить статью про велосипедные цепи, не стесняйтесь – пишите это в комментариях.
Ширина велосипедной цепи и ее шаг
Расстояние между звеньями цепи называется шагом
Стандартное расстояние между звеньями или шаг велосипедной цепи составляет ½ дюйма (12,7 мм), хотя время от времени проводятся эксперименты с цепями с метрическим шагом (10 мм). По некоторым слухам, команда Team GB на своих трековых велосипедах на Олимпиаде в Токио использовала цепи с шагом ⅜ дюйма.
Большие шестерни с нестандартными цепями, а также материалы с низким коэффициентом трения — для большей эффективности трансмиссии и скорости
Внутреннее звено велосипедной цепи уже, чем внешнее, а расстояние между пинами меньше. Эта особенность строения цепи используется в трансмиссиях с одной звездой. Передняя звезда (Narrow wide) состоит из чередующихся широких и узких зубьев, которые надежно соединяются попеременно как с внутренними (узкими) звеньями цепи, так и с широкими (внешними). Этого эффекта невозможно добиться в системах с двумя или тремя звездами, так как при переключении невозможно угадать какое звено цепи (внутренне – узкое или внешнее — широкое) войдёт в контакт с зубом передней звезды. Именно поэтому зубья в двойных и тройных передних звездах имеют одинаковую ширину, предназначенную для зацепления с более узким внутренним звеном цепи.
Стоит отметить, что ширина роликов цепи для разного числа скоростей практически одинакова:
- 2,38 мм для 5-8-скоростных цепей
- 2,18 мм для 9-скоростных и выше.
Как зависит ширина цепи от количества скоростей в трансмиссии
По мере увеличения количества «скоростей» велосипедные цепи становились уже, о чем свидетельствует эта 12-скоростная цепь SRAM.
С шириной велосипедных цепей становится все сложнее (в технологическом смысле) по мере того, как производители компонентов увеличили количество скоростей в своих трансмиссиях. При добавлении новых скоростей, кассеты становятся все шире, а ширина цепей уже. Ширина втулки фрихаба, также увеличивается в размерах, чтобы уместить широкую кассету. Для того, чтобы вместить втулку колеса между задних дропуатов (расстояние которое фиксировано) задние колеса становятся все более ассиметричными.
Также, звезды кассеты становятся тоньше и расположены ближе друг к другу. Таким образом цепи становятся более узкими, что ограничивает их совместимость между трансмиссиями с разным количеством передач. Сегодня вы не можете использовать 12-скоростную цепь с 11-скоростной кассетой.
Ширина цепи в зависимости от числа передач трансмиссии по данным Park Tool:
Вы можете видеть какие значительные различия в ширине цепей.
Цепи для односкоростных и трековых велосипедов обычно значительно шире.
Цепи для односкоростных и трековых велосипедов обычно значительно шире, чем цепи, предназначенные для многоскоростных трансмиссий. Как правило, ширина такой цепи составляет около 9 мм. Это отчасти потому, что цепь необходимо усилить, так как она испытывает большие нагрузки как при ускорении, так и торможении.
21 сообщение в этой теме
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
По пинам и надписи похоже на левизну.Модель цепи? Ну и фото бы получше.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Нормальная цепь. КМС не тот бренд, который будут подделывать. Под Шиману да, делают китайцы и цепи и кассеты.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Puzirik сказал(а) 6 часов назад:
По пинам и надписи похоже на левизну.Модель цепи? Ну и фото бы получше.
Модель незнаю. По центру каждого звена выбито KMC. Замка нет.
Изменено 20 июня 2018 г. пользователем ВиталийDVV
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Автору темы — какая, нафиг, разница, что за цепь, главное, чтобы не изношенная! Лето на дворе, катаццо надо!
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
O`K сказал(а) 1 час назад:
Такие трещотки сейчас можно найти на новых великах за 20 тыс. руб., спасибо стабильности за это.
Изменено 20 июня 2018 г. пользователем VORON
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
O`K сказал(а) 1 час назад:
Автору темы — какая, нафиг, разница, что за цепь, главное, чтобы не изношенная! Лето на дворе, катаццо надо!
Вот не сказал бы. Ноунеймовая цепь на детском велике была порвана ребёнком 6 лет. Практически новая Не знаю, что за сплав говна и фольги был, но щёчки звеньев руками гнулись и отламывались. И никто не мешает дядюшке Ляо на звеньях поставить клеймо.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON сказал(а) 23 минуты назад:
Такие трещотки сейчас можно найти на новых великах за 20 тыс. руб.
и за 30 можно
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Matrosskin сказал(а) 31 минуту назад:
. И никто не мешает дядюшке Ляо на звеньях поставить клеймо.
Насколько мне известно — подделка клейма или надписей в поднебесной карается . Отсюда и неточное (искажённое , графически и синтаксически) написание названий .
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
ВиталийDVV сказал(а) 4 часа назад:
Модель незнаю. По центру каждого звена выбито KMC. Замка нет.
нормальная цепь на 6-7 скоростей,у КМС есть и цепи на которых выбито 7-8,там немного другая цепь,есть и чисто на 8скр,та ещё больше отличается-кмс волшебная контора-отличие цепей в надписях и штамповке щёчек,а так все перечисленные цепи спокойно работают на 8 скр)))
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
gusevod сказал(а) 52 минуты назад:
и за 30 можно
Ага, как раз ровно 30. http://www.alienbike.ru/product/10039857
ОК просто зажрался у себя на чужбине и оторвался от русского народа.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
rroomm сказал(а) 4 часа назад:
Насколько мне известно — подделка клейма или надписей в поднебесной карается . Отсюда и неточное (искажённое , графически и синтаксически) написание названий .
тоже слышал об этом, но не был уверен. Спасибо что подтвердили.
добавлено 1 минуту спустя
VORON сказал(а) 4 часа назад:
rroomm сказал(а) 4 часа назад:
Насколько мне известно — подделка клейма или надписей в поднебесной карается . Отсюда и неточное (искажённое , графически и синтаксически) написание названий .
тоже слышал об этом, но не был уверен. Спасибо что подтвердили.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
rroomm сказал(а) 5 часов назад:
Насколько мне известно — подделка клейма или надписей в поднебесной карается . Отсюда и неточное (искажённое , графически и синтаксически) написание названий .
ВиталийDVV сказал(а) 4 минуты назад:
тоже слышал об этом, но не был уверен. Спасибо что подтвердили.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
kommon сказал(а) 4 минуты назад:
а за сколько брали?
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
kommon сказал(а) 24 минуты назад:
и двухсимочные айфоны с телевизором
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Изменено 20 июня 2018 г. пользователем gusevod
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
gusevod сказал(а) Только что:
и двухсимочные айфоны с телевизором
Пишете нам из 2010? Закупайте доллары!
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
rroomm сказал(а) 5 часов назад:
Насколько мне известно — подделка клейма или надписей в поднебесной карается . Отсюда и неточное (искажённое , графически и синтаксически) написание названий .
Из написанного можно подумать, что власти поднебесной следят за своими производителями-поддельщиками и карают их. Очевидно это не так.
Я знаю, что если бренд-хозяин выдвигает предъяву торговцам, барыжащим фейками с их логотипами, хозяева торг. площадок обязаны принять меры. И это стало распространенной практикой не так давно. Года 3, мобыть 5.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
gusevod сказал(а) 8 часов назад:
и за 30 можно
Места знать надо
Изменено 20 июня 2018 г. пользователем AS
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
VORON сказал(а) 9 часов назад:
ОК просто зажрался у себя на чужбине и оторвался от русского народа.
Насчот оторванности от корней — поспорю, ибо стока русско-украинских культурных мероприятий (танцы, стихи, театр и т.п.), скока щазз есть у моих деффочек, в моей жизни не было никада )))
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
ВиталийDVV сказал(а) 2018.06.19. в 21:41:
никак. следить за износом при эксплуатации.
Поделиться сообщением
Link to post
Поделиться на других сайтах
Маркировка велосипедной цепи
Представляем вашему вниманию таблицы маркировки велосипедных цепей Shimano, SRAM и KMC. Код для каждой цепи велосипеда уникальный и состоит из сочетания букв и числового индекса. Производители цепей велосипеда придерживаются правила: чем выше числовой индекс, тем цепь лучше (имеется ввиду что у цепи лучше износостойкость, производительность, плавность переключений и конечно выше цена).
Эти таблицы могут быть полезны для поиска подходящей цепи для вашей трансмиссии велосипеда.
Материал цепи велосипеда и ее конструкция
Большинство велосипедных цепей изготовлены из стали.
Большинство цепей сделаны из стали — поэтому они подвержены появлению ржавчины, при контакте с агрессивной внешней средой. Некоторые более дорогие цепи имеют специальную антикоррозийную обработку поверхности, для предотвращения появления ржавчины, повышения долговечности и снижения трения. Вы также можете приобрести велосипедные цепи из титана, чтобы немного сэкономить на весе.
Цепи из высшего ценового сегмента KMC, покрыты нитридом титана и углерода, которые, по словам производителя, снижают трение. Такие цепи поставляются с черными внешними пластинами, при этом внутренние пластины могут быть окрашены в различные цвета.
Конструкция внешних боковых пластин цепи может значительно различается в зависимости от марки и модели цепи. Часто звенья имеют особую форму для облегчения переключения скоростей. Более дорогие цепи могут иметь скошенные края боковых пластин, что также способствует улучшению их эксплуатационных качеств.
Другие особенности некоторых премиальных моделей велосипедных цепей включают прорези в боковых пластинах и полые штифты для снижения веса.
Еще одна возможная опция для некоторых моделей цепей — это специальная обработка составами, снижающими трение. К брендам, которые часто используют эти технологии можно отнести Silca и CeramicSpeed. Обычно эти составы по снижению трения эффективны на протяжении нескольких сотен километров и только в сухих условиях. Поэтому эти цепи особенно актуальны для гонок.