Использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям, имеет большое значение для обеспечения длительной работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков.
Требования к организации рабочего места ученика в классе регламентируются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Каждый обучающийся общеобразовательного учреждения должен быть обеспечен рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями) в соответствии с его ростом.
В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.
Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости.
Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 — 15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5 — 6 см — 2-го и 3-го номеров и на 7 — 8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.
Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.
Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Размеры мебели и ее маркировка в зависимости от роста ученика
Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.
В целях профилактики нарушений осанки необходимо воспитывать правильную рабочую позу у обучающихся с первых дней посещения занятий, как в образовательной организации, так и дома при выполнении домашних заданий.
Требования к мебели и учебникам для школьников
Мебель для школьника. Требования к ученической мебели регламентируются техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/2012). Предпочтение необходимо отдавать мебели, регулируемой по высоте и наклону рабочей поверхности стола. Оптимальным цветом мебели является цвет натуральной древесины. От мебели не должно исходить резких запахов. В наличии должны быть документы, подтверждающие ее безопасность и соответствие регламенту.
Мебель по размеру соответствует физиологическим показателям ребенка, если край стола при сидении ребенка находится на уровне мечевидного отростка грудины, согнутые в коленях под прямым углом ноги плотно стоят на полу (либо подставке), спинка стула расположена не ниже углов лопаточных костей. Нужно помнить, что нельзя использовать сидения без спинки (табуреты, скамейки). Устанавливать мебель нужно с учетом левостороннего освещения.
Чтобы правильно выбрать мебель по росту ребенка, обратите внимание на наружные поверхности мебели (в том числе для дошкольных учреждений и школ), куда наносится цветовая маркировка в виде круга или горизонтальной полосы следующих цветов:
00 – черный — для группы роста детей до 850 мм;
0 – белый — для группы роста детей 850-1000мм;
1 – оранжевый — для группы роста детей 1000-1150 мм;
2 – фиолетовый — для группы роста детей 1150-1300 мм;
3 – желтый — для группы роста детей 1300-1450 мм;
4 — красный- для группы роста детей 1450 -1600 мм;
5 — зеленый- для группы роста детей 1600-1750 мм;
6 — голубой- для группы роста детей выше1750 мм.
Мебель, используемая для детей, том числе в образовательных учреждениях, должна обеспечивать возможность проведения влажной дезинфекции ее поверхностей во избежание загрязнения микрофлорой, особенно патогенной. После проведения дезинфекции не должно быть видимых изменений поверхности, т.к. для изготовления детской мебели должны использоваться стойкие материалы.
Каждое изделие мебели должно иметь маркировку на русском языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, которые не входят в состав Таможенного союза и наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Для потребителя обязательно должна предоставляться информация по мебельным изделиям в виде маркировки, инструкции по эксплуатации и инструкции по сборке, если мебель поставляется в разобранном виде:
Маркировка должна быть четкой и содержать:
Учебники. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТР ТС 007/2011) и санитарные правила «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» (СанПиН 2.4.7.1166-02) регламентируют основные гигиенические требования к учебным изданиям — к качеству бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу и шрифтовому оформлению с целью обеспечения удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся в целях снижения зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждения развития зрительного и общего утомления. Соответствие указанных показателей требованиям Технического регламента указываются на маркировке продукции.
Важно отметить, что особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, что связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.
Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.
Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Появление множества обучающих программ привело к тому, что школьные учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в учебниках год от года растет, книги тяжелеют. При этом, максимальный вес учебника не должен превышать:
— 300 г для 1 — 4 классов;
— 400 г для 5 — 6 классов;
— 500 г для 7 — 9 классов;
— 600 г для 10 — 11 классов.
Подтверждение соответствия требованиям ТР ТС 007/2011, включая требования безопасности, всей издательской продукции, школьно-письменных принадлежностей оформляется в виде декларации. Как и вся продукция, предназначенная для детей, издательская продукция и школьно-письменные принадлежности должны иметь достоверную, хорошо читаемую маркировку, в которой наряду с данными об изготовителе, датам изготовления и срокам реализации обязательно указывается возраст пользователя.
Условия
Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.
Также проинспектируйте качество ремонта кабинета и его чистоту:
Оборудование
До конца 2021 года все классы в российских учебных заведениях нужно оснастить приборами, обеззараживающими воздух (СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»). Остальные нормы СанПиН остались такими же.
Как подготовить кабинеты к новому учебному году в соответствии с нормами СанПиН
Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.
School photo created by freepik — www.freepik.com
31 августа 2021
Доска
Следует изучить и учебную доску. Новые санитарно-эпидемиологические нормы и гигиенические правила затронули:
Требования же, касающиеся маркерной доски, остались неизменными.
Оборудование, используемое в учебном процессе
Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.
Новые требования, регламентирующие техническое оснащение, привели к новшествам в оснащении кабинетов информатики, среди них:
Мебель
Требования, предъявляемые к школьной мебели, остались такими же. Но лучше перед началом первой четверти внимательно ее проинспектировать:
После проверки качества необходимо измерить расстояние между рядами парт: по новым правилам оно должно составлять 50 см вместо предыдущих 60 см. Кроме того, если раньше допустимое пространство, разделяющее окно и парты, варьировалось в пределах 70 см (минимум — 50, максимум — 70), то сейчас оно уже жестко ограничено пятьюдесятью сантиметрами.
А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.