ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ
2.1. Основные параметры якорных
цепей должны соответствовать указанным в табл. 2.
(Измененная редакция, Изм. №
2).
Основные параметры
якорных цепей
Табл. 1 и 3 исключены.
2.2. Основные размеры деталей и
сборочных единиц якорных цепей должны соответствовать указанным в приложении 2.
ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ЯКОРНЫХ ЦЕПЕЙ
Звено общее с
распоркой
; р
= 4
Размеры увеличенных звеньев.
. Увеличенным звеном для цепи данного калибра
является общее звено большего калибра, причем размеры увеличенного звена должны
составлять 1,1 размеров общего звена.
— калибр цепи; —
калибр концевого звена;
Табл. 2 исключена.
— калибр цепи; — калибр соединительного
звена; ; р3
= 4
калибр цепи; d4 1,4 d
= m1; l4 8,7 d; w4 5,2 d; a1 0,9 d; f1 3,1 d; g1 0,2 d; p4 l4 —
(d4 + a1 + e1) = 4,6 d;
e1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ЦЕПИ ЯКОРНЫЕ С РАСПОРКАМИ
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ГОСТ 228-79
(СТ СЭВ 713-83)
ИПК ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
Дата введения 01.01.82
Настоящий стандарт
распространяется на якорные цепи с распорками, предназначенные для эксплуатации
в любых климатических условиях в якорных устройствах кораблей, судов и плавучих
средств.
Стандарт не распространяется на
якорные цепи, применяемые на полупогружных плавучих буровых установках.
(Измененная редакция, Изм. №
1, 2).
Общие требования
4.1.1. Для проверки качества
якорных цепей на соответствие требованиям настоящего стандарта
предприятие-изготовитель должно производить приемо-сдаточные испытания
сборочных единиц.
4.1.2. При приемо-сдаточных
испытаниях следует проводить:
— цепей;
— испытания разрушающей
нагрузкой;
— испытание пробной нагрузкой;
— проверку внешнего вида,
подвижности соединений;
— проверку размеров.
4.1.3. Сборочные единицы должны
предъявляться к приемке партиями.
4.1.3.1. Партия промежуточных
смычек должна состоять не более чем из четырех смычек одного калибра и
категории прочности.
Партией сварных якорных цепей,
не разделенных на смычки, считают каждую отдельную цепь.
Партией сварных якорных цепей,
изготовляемых короткими отрезками, считают не более 50 м этих цепей.
4.1.3.2. Партия соединительных
звеньев, концевых звеньев, концевых скоб, вертлюгов и вертлюг-скоб должна
состоять не более чем из 50 одноименных сборочных единиц одного калибра и
категории прочности.
4.1.3.3. Каждая партия сборочных
единиц должна изготовляться из металла одной плавки и термически обрабатываться
в одной садке или в одной проходной печи.
4.1.3.4. Допускается включение в
партию сборочных единиц, изготовленных из материала разных плавок, близких по
химическому составу и механическим свойствам и прошедших термическую обработку
в разных садках по одному режиму.
4.1.4. Правила приемки монтажных
звеньев в якорных, коренных и промежуточных смычках устанавливают в отраслевой
НТД.
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ
5.1. (Исключен, Изм. № 2).
5.2. Методы
испытания на растяжение образцов, вырезанных из общих звеньев, — по .
5.3. Методы
испытаний на ударный изгиб — по .
(Измененная редакция, Изм. №
1).
5.3.1. Работу
удара определяют по результатам испытаний комплекта, состоящего из трех
образцов типов 11 — 13 по ; принимают ее среднее значение. При этом на
одном образце допускается снижение работы удара до 30 % относительно
установленной нормы.
5.3.2. Надрез в образцах,
вырезанных из сварной части общих звеньев, должен проходить по линии сварного
стыка.
5.4. Образцы для проверки
механических свойств материала должны термически обрабатываться в одной садке
или последовательно в одной проходной печи с партией сборочных единиц, от
которых они взяты, а также с образцами для испытаний разрушающей нагрузкой.
5.5. Испытания якорных цепей
разрушающей и пробной нагрузками должны проводиться в цепепробных установках,
обеспечивающих равномерное и постепенное увеличение нагрузки.
5.5.1. Сборочные единицы одного
и того же калибра и категории прочности могут испытываться одновременно по
несколько штук, последовательно соединенных друг с другом.
5.5.2. При испытании разрушающей
нагрузкой допускается не доводить образцы до разрушения, прекращая их испытания
при нагрузке, превышающей указанную в табл. 2.
5.6. Проверка внешнего вида
сборочных единиц якорных цепей должна проводиться визуально.
5.7. Калибр якорных цепей должен
измеряться на продольной оси общего звена.
5.8. При измерении длины
пятизвенных участков и промежуточных смычек цепи должны быть растянуты
нагрузкой, равной в долях от пробной:
для цепей категории прочности 1 —
0,1 0,2
— » — 2 — 0,05 0,1
— » — 3 — 0,02 0,05
5.9. (Исключен, Изм. № 2).
5.10. Методы
испытаний на изгиб — по .
(Введен дополнительно, Изм. №
2).
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Цепь якорная — часть
якорного устройства, предназначенного для крепления якоря к корпусу судна.
2. Смычка — участок
якорной цепи, служащий для выполнения определенной функции.
3. Смычка коренная —
смычка, служащая для присоединения якорной цепи к устройству для се крепления и
отдачи.
4. Смычка якорная —
смычка, служащая для присоединения якорной цепи к якорю.
5. Смычка промежуточная —
отрезок круглозвенной цепи длиной 25+2,5 м, располагаемый в
промежутке между коренной и якорной смычками.
6. Калибр якорной цепи —
номинальный диаметр сечения общего звена в месте соединения с другим звеном,
измеряемый по продольной оси цепи.
7. Звено общее — звено
промежуточной смычки.
звенья общие сварные с
распорками;
звенья общие литые с распорками.
8. Звено увеличенное —
общее звено большего калибра, предназначенное для присоединения концевого звена
и вертлюга к общему звену.
9. Звено соединительное —
разъемное звено, предназначенное для соединения смычек между собой.
10. Звено концевое —
звено круглозвенной цепи без распорки, предназначенное для соединения коренной
смычки с устройством для крепления и отдачи якоря и для присоединения концевой
скобы в якорной смычке.
11. Скоба концевая —
сборочная единица якорной цепи, предназначенная для присоединения якорной
смычки к якорю.
12. Вертлюг — сборочная
единица якорной смычки, устраняющая закручивание цепи при подъеме и опускании
якоря.
13. Нагрузка пробная —
растягивающее усилие, которому должны подвергаться все смычки, а также
остальные детали и сборочные единицы якорных цепей при приемо-сдаточных
испытаниях с целью проверки прочности.
14. Нагрузка разрушающая
— максимальное растягивающее усилие, воспринимаемое деталью или сборочной
единицей якорной цепи при испытании на разрыв.
15. Средний диаметр общего
звена — среднее значение двух взаимно перпендикулярных диаметров сечения
звена плоскостью, перпендикулярной образующей внешнего контура звена в любом
его месте.
16. Звено монтажное —
звено сварное или литосварное для присоединения концевого звена и вертлюгов к
общему звену и общих звеньев между собой.
15, 16. (Введены
дополнительно, Изм. № 2).
Т а б л и ц а 3.6ГОСТ
I — сварные без распорок калибром 11—37 мм;
II — сварные с распорками калибром 15—100 мм;
III — литые с распорками калибром 43—100 мм.
Расчет прочности и веса якорных цепей. Разрывная
нагрузка RP в mс якорной цепи
Комплектация якорной цепи. Смычки якорной цепи
состоят из звеньев, число которых в смычке должно
быть нечетным. Звенья якорной цепи могут быть с распорками
и без них. Прочность цепей со звеньями без
распорок приблизительно на 20% меньше прочности цепей
с распорками.
Общая схема комплектации якорных цепей показана
на рис. 3.11—3.13. Якорная цепь состоит из общих 7,
увеличенных 2, соединительных концевых 4 звеньев,
вертлюгов 5 и концевых скоб 6.
Рис 3.15. Общее и увеличенное звено с распоркой
С о е д и н и т е л ь н о е з в е н о предназначено для
соединения отдельных частей якорной цепи. Соединительные
звенья делают разъемными и изготовляются
двух типов: кованые — для сварных якорных цепей
(рис. 3.16) и литые — для литых якорных цепей
(рис. 3.17).
Рис 3.22. Вертлюг литой
М а ш и н к а о т д а ч и я к о р н о й ц е п и (рис.
3.23). На обухе, жестко связанном с корпусом цепного ящика, верхним (на рисунке) штырем закреплена
скоба, нижним — гак; скоба и гак находятся в зацеплении.
Гак с заложенным за него концевым звеном
якорной цепи выводится из зацепления скобой с помощью
специальной гайки, насаженной на винт. Поступательное
движение гайке сообщается от ручного привода
через винт, проходящий через
корпус и сальник.
Рис. 3.24. Жвака-галс:
1 — глаголь-гак;
2 — концевое звено;
3 — общие звенья;
4 — концевая скоба;
5 — обух
20 м — одно красное звено с
маркой;
40 м — два красных звена с марками;
60 м — три красных звена с марками;
80 м — четыре красных звена с марками;
100 м — пять красных звеньев с марками;
120 м — одно белое звено с маркой;
140 м — два белых звена с марками;
160 м — три белых звена с марками;
180 м — четыре белых звена с марками;
200 м — пять белых звеньев с марками;
220 м — одно красное звено с маркой и т. д.
Общие технические требования к якорным цепям
3.1.1. Якорные цепи должны
изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим
чертежам, утвержденным в установленном порядке.
3.1.2. Длина якорных цепей
должна устанавливаться по согласованию с потребителем.
3.1.3. Промежуточные смычки
должны иметь длину 25+2,5 м и состоять из нечетного числа звеньев.
3.1.4. В якорных, коренных и
промежуточных смычках могут быть монтажные сварные и литосварные звенья.
Конструкцию монтажных звеньев и технические требования к ним следует устанавливать
в отраслевой нормативно-технической документации (НТД).
3.1.5. В сварных якорных цепях
якорная и коренная смычки, а также соединительные звенья могут быть литыми.
3.1.6.
Качество материала, применяемого для изготовления цепей, должно быть таким,
чтобы готовая цепь соответствовала требованиям настоящего стандарта.
Механические свойства,
результаты испытаний на изгиб и ударный изгиб образцов, изготовленных из
готовой цепи (для сварных звеньев — из несварной ветви звена), должны
соответствовать указанным в табл. 4.
3.1.7.
Предельные отклонения длин участков промежуточных смычек и цепей без распорок,
состоящих из пяти общих звеньев, не должны быть более + 2,5 % от номинальных
длин этих участков, равных 5 l — 8 d, где l — номинальная длина
звена, d — калибр якорной цепи.
3.1.8.
Предельные отклонения калибров якорной цепи от номинальных значений не должны
превышать:
± 1,0 мм — калибров до 40 мм включ.
± 2,0
мм » от
42 до 84 мм включ.
± 3,0
мм » от
87 до 122 мм включ.
± 4,0
мм » от
124 мм и более.
(Измененная
редакция, Изм. № 1).
3.1.9. Площадь сечения звена по
его продольной оси должна быть не менее номинальной.
Механические
свойства образцов цепей
1. При испытании на ударный изгиб образцов,
изготовленных из сварных соединений общих звеньев категории 3, работа удара
должна быть не менее 50 Дж при 0 °С.
2. При изготовлении цепи литьем относительное сужение
при разрыве должно быть не менее 33 %.
3. Испытания на растяжение, изгиб и ударный изгиб
образцов, изготовленных из готовых цепей категорий 1 и 2, проводят по
требованию Регистра СССР.
Площадь сечения
принимают равной площади круга с диаметром, равным среднему диаметру общего
звена.
(Измененная редакция, Изм. № 2).
3.1.10.
Предельные отклонения длины и ширины общих звеньев не должны превышать ±
2,5 % от номинальных значений этих размеров.
3.1.11. На
поверхности деталей и сборочных единиц якорных цепей не допускаются трещины,
ситовидная пористость, плены и расслоения.
3.1.12. В местах сварки не
должно быть непроваров, расслоений, пор, раковин и трещин.
3.1.13. Штырь вертлюга, не
нагруженного растягивающей нагрузкой, должен свободно вращаться в его звене.
3.1.14. Штифты концевой скобы и
соединительного звена должны быть оцинкованы.
3.1.15. Каждая изготовленная
партия сборочных единиц якорных цепей должна иметь сертификат по форме,
согласованной с Регистром СССР.
3.1.16. Полный срок службы цепей
должен быть не менее 15 лет при условии соблюдения правил эксплуатации.
Назначенный срок службы цепей до
очередного освидетельствования Регистром СССР — четыре года.
Предельным состоянием цепей
следует считать уменьшение среднего диаметра общего звена в наиболее изношенной
части на 10 % номинального значения и более.
ГОСТ Р 58345-2019
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Типы и технические требования
Anchor chains. Marking of length. Types and technical requirements
Дата введения 2019-07-01
1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом стандартизации и сертификации «Лот» Федерального государственного унитарного предприятия «Крыловский государственный научный центр» (НИИ «Лот» ФГУП «Крыловский государственный научный центр»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 5 «Судостроение»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 января 2019 г. N 14-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в
статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» . Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на маркировку длины якорных цепей морских судов и плавучих сооружений.
Стандарт устанавливает типы маркировки длины якорной цепи и предъявляемые к ним технические требования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия
Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
Механизмы палубные и судовые устройства. Термины и определения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по
, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 знак маркировки длины якорной цепи: Знак маркировки якорной цепи, предназначенный для определения длины цепи, вытравленной за борт при постановке судна на якорь и снятии с якоря.
3.2 распорка звена якорной цепи: Конструктивный элемент звена якорной цепи, повышающий прочность звена и предотвращающий его продольную деформацию.
4 Типы маркировки
В зависимости от калибра якорной цепи устанавливают следующие типы схем маркировки цепей:
— тип 1 — для цепей калибром до 19 мм;
— тип 2 — для цепей калибром свыше 19 мм.
5 Технические требования
5.1 Знаки маркировки якорной цепи по схеме типа 1 должны быть повторяющимися через каждые 50 м с интервалом 10 м, начиная от якорной скобы, в соответствии с
При разбивке цепи на интервалы по типу 1 в случае его окончания за стыком двух звеньев звено, частично вошедшее в данный интервал, должно быть включено в число маркируемых.
5.2 Знаки маркировки цепи по схеме типа 2 должны быть повторяющимися через каждые пять промежуточных смычек якорной цепи, начиная от соединительного звена якорной смычки, в соответствии с
5.3 Знаки маркировки должны быть нанесены путем установки металлических знаков и окрашивания маркируемых звеньев цепи лакокрасочным материалом белого цвета, стойким к климатическим условиям эксплуатации ОМ5 по
Примечание — Металлические знаки маркировки устанавливают на распорки маркируемых звеньев до окрашивания якорной цепи.
5.4 Металлические знаки маркировки, типовая конструкция которых приведена в приложении Б, следует устанавливать на распорки звеньев в виде сварного кольца или навитой проволоки.
Примечание — На соединительные звенья, подлежащие маркировке, металлические знаки маркировки не устанавливают.
5.5 Металлические знаки маркировки по схеме типа 1 необходимо крепить на распорках каждого маркируемого звена, а типа 2 только на распорках крайних маркируемых звеньев, расположенных симметрично относительно соединительных звеньев, в соответствии со схемами, приведенными в приложении А.
5.6 Металлические знаки маркировки следует изготавливать из стали марки Ст3сп толщиной 2-3 мм по
или стальной проволоки диаметром от 2 до 4 мм по
, которую до навивки на распорки необходимо отжечь.
5.7 Рекомендуемые размеры заготовок металлических знаков маркировки в виде сварного кольца приведены в приложении В.
5.8 Знаки маркировки проволокой должны быть навиты в виде двух частей, каждая из которых должна состоять не менее чем из четырех витков, которые следует фиксировать скруткой концов проволоки на три оборота, как показано на
Примечание — Коренной конец проволоки допускается прокладывать под витками.
5.9 При креплении металлических знаков маркировки на распорках звеньев якорной цепи должна быть исключена их подвижность.
Типы схем маркировки якорных цепей
А.1 Схема маркировки якорных цепей типа 1 представлена на
Размеры в метрах
А.2 Схема маркировки якорных цепей типа 2 представлена на
Типовые конструкции металлических знаков маркировки якорных цепей с распорками
Б.1 Типовая конструкция знака маркировки стальным кольцом представлена на
— звено якорной цепи; — распорка звена; — стальное кольцо; А — ширина стального кольца
Б.2 Типовая конструкция знака маркировки проволокой представлена на
— звено якорной цепи; — распорка звена; — проволока
Размеры заготовок сварного кольца
В.1 Размеры заготовок сварного кольца на распорки сварной цепи приведены в таблице В.1.
В.2 Размеры заготовок сварного кольца на распорки литой цепи приведены в таблице В.2.
Дополнительные технические требования к
сварным сборочным единицам якорных цепей
3.2.1. Сварные сборочные единицы
калибров до 19 мм должны изготовляться контактной электросваркой методом
оплавления или сопротивления, св. 19 мм — методом оплавления.
3.2.2. Смещение в стыке сварных
звеньев не должно превышать, мм:
для цепей калибров 9 — 12,5 0,7
— » — 14 — 26 1,0
— » — 28 — 40 1,5
— » — 42 — 62 2,0
— » — 64 — 81 2,5
— » — 84 — 102 3,5
— » — более 102 4,0
3.2.3. Высота утолщения звена по
наружной стороне после обрезки грата не должна превышать, мм:
— » — 42 — 62 2,5
— » — 64 — 81 3,0
— » — 84 — 107 3,5
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2).
3.2.4. Глубина местных пригаров,
как следствие касания электродов сварочной машины, не должна превышать 0,7 мм.
3.3. Дополнительные технические
требования к литым и литосварным сборочным единицам.
3.3.1. Смещение звена в
плоскости разъема не должно превышать:
для цепей калибров 44 — 50 1,5
— » — 52 — 73 2,5
— » — 76 — 107 3,5
— » — 111 — 152 4,0
3.3.2. Литые сборочные единицы
должны быть очищены от пригара. Литники, швы, заусенцы и другие неровности от
формовки и заливки должны быть удалены, а места их расположения на отливках
зачищены.
3.3.3. На литых сборочных
единицах не допускаются без заварки литейные пороки, превышающие по глубине и
протяженности 5 % диаметра или толщины тела, а также раковины, расположенные в
одном сечении, если их суммарная глубина и протяженность превышает 5 % диаметра
или толщины тела.
3.4. Сборочные единицы и детали
якорных цепей подвергают термической обработке в соответствии с табл. 4.
Режим термической обработки устанавливает изготовитель в зависимости от
химического состава стали и калибра цепи.
Термическую обработку сварных
цепей категории 1 и 2 можно не производить, если они изготовлены из термически
обработанного проката или в процессе изготовления подверглись нагреву до
температуры нормализации.
Испытания разрушающей нагрузкой
4.3.1. От каждой партии
сборочных единиц должно быть отобрано следующее минимальное количество образцов
для испытаний разрушающей нагрузкой:
— соединительные звенья,
вертлюг-скобы, вертлюги — по 1 шт.;
— промежуточные смычки, якорные
цепи, не разделенные на смычки, цепи, изготовляемые короткими отрезками, — по
одному отрезку цепи, состоящему не менее чем из трех общих звеньев.
. Для испытаний разрушающей нагрузкой сварных
промежуточных смычек, не подвергнутых термической обработке, образцы следует
отбирать от каждой смычки.
4.3.2. Концевые скобы, концевые
и увеличенные звенья испытаниям разрушающей нагрузкой не подвергают.
4.3.3. Образцы, состоящие из
общих звеньев, должны быть взяты от готовой партии изделий или изготовлены
отдельно непосредственно после изготовления партии, по той же технологии.
В образце литой цепи должно быть
не менее чем по одному звену из металла каждой плавки, из которой изготовлена
цепь.
4.3.4. Разрушающая нагрузка
образцов должна соответствовать указанной в табл. 2.
Для цепей калибров 90 мм и более
в случае недостаточной мощности цепепробной установки допускается испытания
разрушающей нагрузкой заменять по согласованию с Регистром СССР испытаниями на
растяжение, ударный изгиб и контроль микроструктуры образцов, изготовленных из
звеньев цепи.
4.3.5. При неудовлетворительных
результатах испытаний образцов разрушающей нагрузкой должны быть проведены
повторные испытания двух образцов, взятых от той же партии.
При неудовлетворительных
результатах повторных испытаний партию изделий совместно с образцами
допускается подвергать повторной термообработке, после чего должны быть
проведены испытания образцов разрушающей нагрузкой.
Результаты испытаний разрушающей
нагрузкой после повторной термической обработки являются окончательными и
распространяются на всю партию.
Допускается при
неудовлетворительных результатах испытаний литой смычки испытывать оставшиеся в
партии смычки индивидуально путем отбора от каждой из них трехзвенных образцов.
4.3.6. Образцы, не разрушившиеся
при испытании разрушающей нагрузкой, использовать в якорных цепях не допускается.
МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И
ХРАНЕНИЕ
6.1. На крайних звеньях
промежуточных смычек (на их обоих концах), а также на соединительных и концевых
звеньях, вертлюгах, вертлюг-скобах и концевых скобах должны быть отлиты,
наплавлены или выбиты знаки маркировки и клейма.
6.2. Знаки
маркировки и клейма предприятия-изготовителя:
— товарный знак
предприятия-изготовителя;
— порядковый номер сборочной
единицы согласно системе нумерации предприятия-изготовителя;
— клеймо технического контроля;
— клеймо Регистра СССР или
заказчика;
— год испытания (две последние
цифры);
— калибр и тип (категория) цепи.
6.3. Знаки маркировки и клейма
предприятия-изготовителя и органа надзора или заказчика должны наноситься на
противоположных сторонах сборочных единиц в соответствии с приложением 3.
На цепях калибра 12,5 мм и менее
допускается вместо нанесения маркировки прикреплять бирки с указанием данных
согласно требованиям п. 6.2.
6.4. Сборочные
единицы якорных цепей после приемо-сдаточных испытаний и клеймения должны быть
покрыты одним слоем каменно-угольного лака марки А по ГОСТ 1709.
Обработанные поверхности
соединительных звеньев должны быть смазаны смазкой по или ГОСТ 4366.
6.5. По согласованию с
заказчиком окраску смычек допускается не производить.
6.6. Упаковка сборочных единиц
якорных цепей не производится.
6.7. Цепи
следует транспортировать без тары пакетами (связками) по .
Обвязку пакетов (связок) следует
производить проволокой по или другими средствами крепления, обеспечивающими прочность пакета при
механизированной его погрузке и разгрузке.
Средства крепления — по .
Масса брутто пакетов (связок) —
по ,
но не более 7 т.
Допускается упаковывать
сборочные единицы якорных цепей в дощатые плотные ящики типов II и III по ГОСТ
2991 и типов I, III и V по . Масса брутто ящиков должна быть не более 3 т.
6.8. Транспортировать цепи
следует транспортом любого вида в соответствии с правилами перевозки грузов,
действующими на транспорте каждого вида.
6.9.
Маркировка тары при транспортировании цепей в ящиках должна соответствовать .
6.10. Хранение
цепей — по группе условий хранения Ж1 .
6.11. Каждая изготовленная партия
сборочных единиц якорных цепей должна иметь сертификат по форме, согласованной
с Регистром СССР.
6.8 — 6.11. (Введены
дополнительно, Изм. № 2).
Испытания пробной нагрузкой
4.4.1. Каждая сборочная единица
якорных цепей должна быть испытана пробной нагрузкой, указанной в табл. 2.
4.4.2. Испытания сборочных
единиц якорных цепей пробной нагрузкой должны проводиться после получения
удовлетворительных результатов испытаний разрушающей нагрузкой.
Проверка внешнего вида, подвижности
соединений и размеров
4.5.1. Все сборочные единицы
якорных цепей после испытаний пробной нагрузкой должны быть подвергнуты
внешнему осмотру и проверке подвижности соединений на соответствие требованиям пп. 3.1.11 —
3.1.14.
4.5.2. На каждой промежуточной
смычке или участке длиной 25 м якорной цепи, не разделенной на смычки, должны
быть проверены размеры не менее чем 20 звеньев на соответствие требованиям пп. 3.1.8
и 3.1.10.
Промежуточную смычку или участок
цепи, не разделенной на смычки, считают принятыми, если не менее 95 %
проверенных звеньев соответствуют заданным размерам, а отклонения размеров
остальных проверенных звеньев не превышают ± 3 % от номинальных значений.
4.5.3. На каждой промежуточной
смычке или участке якорной цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, должна
быть проверена длина 10 пятизвенных участков цепи на соответствие требованиям п. 3.1.7.
Промежуточную смычку или участок
якорной цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, считают принятыми, если не
менее 9 проверенных участков соответствуют заданным размерам.
При неудовлетворительных
результатах проверки длины пятизвенных участков должно быть произведено
повторное измерение 20 участков.
Промежуточную смычку или участок
цепи длиной 25 м, не разделенной на смычки, считают принятыми после повторных
измерений, если не менее 18 проверенных участков соответствуют заданным
размерам.
4.6. В случае несоответствия
сборочных единиц якорных цепей требованиям пп. 4.4 и 4.5 допускается замена
или исправление сборочных единиц по технологии предприятия-изготовителя.
4.7. (Исключен, Изм. № 2).
4.8. Результаты приемо-сдаточных
испытаний сборочных единиц цепей должны быть указаны в сертификате.
4.9. (Исключен, Изм. № 2).
Испытание материала готовой цепи
4.1.3.4, 4.1.4, 4.2.
(Измененная редакция, № 2).
4.2.1. (Исключен, Изм. № 2).
4.2.2. Для цепей 3-й и 2-й
категорий прочности, если последние не подвергают термической обработке, должны
проводиться испытания на растяжение и ударный изгиб на образцах согласно п. 3.1.6.
4.2.2.1. От каждой партии
промежуточных смычек и сборочных единиц отбирают следующее число образцов: один
образец для испытания на растяжение и один комплект образцов для испытания на
ударный изгиб.
. От каждой партии
сварных промежуточных смычек 3-й категории дополнительно отбирают один комплект
образцов из сварного соединения для испытаний на ударный изгиб.
4.2.2, 4.2.2.1. (Измененная
редакция, Изм. № 2).
4.2.2.2. (Исключен, Изм. №
2).
4.2.3. Результаты испытаний
образцов при проверке механических свойств материала должны удовлетворять
требованиям табл.
4.
4.2.4. При неудовлетворительных
результатах испытаний механических свойств материала должны быть проведены
повторные испытания удвоенного количества образцов.
Допускается при
неудовлетворительных результатах повторных испытаний партию изделий совместно с
образцами подвергнуть повторной термообработке.
ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ
7.1. Изготовитель должен
гарантировать соответствие якорных цепей требованиям настоящего стандарта при
соблюдении правил эксплуатации якорных устройств, а также условий
транспортирования и хранения, установленных стандартом.
Гарантийный срок эксплуатации —
24 мес со дня ввода цепей в эксплуатацию.
КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Якорные цепи в зависимости
от конструкции должны изготовляться двух исполнений в соответствии со
структурными схемами исполнений якорных цепей.
1.2. (Исключен, Изм. № 2).
1.3. Якорные
цепи должны изготовляться трех типов (категорий):
1 — нормальной прочности —
сварные и кованые из стали категории 1а, калибров от 11 до 73 мм;
2 — повышенной прочности —
сварные и кованые из стали категории 2а, калибров от 12,5 до 162 мм, литые из
стали категории 26, калибров от 40 до 152 мм;
3 — особо высокой прочности —
сварные и кованые из стали категории 3а, калибров от 20,5 до 152 мм, литые из
стали категории 36, калибров от 40 до 152 мм.
СТРУКТУРНЫЕ СХЕМЫ ИСПОЛНЕНИЙ ЯКОРНЫХ ЦЕПЕЙ
1.4, 1.5. (Исключены, Изм. №
1).
1.6. Устанавливают следующую
структуру условного обозначения якорных цепей:
Пример условного обозначения якорной цепи
калибра 50 мм, типа (категории) 2, литой, из стали категории 2б, исполнения 1,
длиной 250 мм:
Цепь якорная 50-2/26-1-250 ГОСТ 228-79
1.6.1. Устанавливают следующую
структуру условного обозначения сборочных единиц и деталей якорных цепей:
Пример условного обозначения общего звена
калибра 50 мм, литого, повышенной прочности:
Звено общее 50-2/2б ГОСТ 228-79
То же, концевой скобы исполнения
А, калибра 50 мм, кованой, особо высокой прочности:
Скоба концевая А 50-3/За ГОСТ 228-79
(Введен дополнительно, Изм. №
1; измененная редакция, Изм. № 2).
1.7. Основные термины и
определения приведены в приложении 1.