Маркировка в России

Минпромторг перенос сроков маркировки

Ведомство озвучило решение перенести сроки обязательной маркировки воды и молочной продукции и продлить сроки действия проводимых на текущий момент экспериментов. Однако уже начатая маркировка будет продолжена.

Что будет отложено

В Госдуме состоялся круглый стол комитета МСП с представителями власти и бизнеса на тему «Распространение обязательной маркировки товаров на новые отрасли производства». На нем выступила Екатерина Приезжева – руководитель департамента маркировки Минпромторга. Она сообщила, что Минпромторг разработал проект постановления, предусматривающий отсрочку введения обязательной маркировки воды и молочной продукции в России.

Согласно планам, озвученным представительницей Минпромторга на круглом столе:

О расширении маркировки на другие товарные группы

Согласно выступлению, Минпромторг планирует отложить проведение экспериментов по маркировке новых товарных позиций. Даже по тем позициям, по которым нормативные акты о запуске таких экспериментов уже готовы, решения будут приниматься впоследствии с учетом экономической обстановки в каждой отдельной отрасли.

«Что касается товаров, по которым сейчас уже проводятся добровольные эксперименты, – напомню, это пивоваренная продукция и слабоалкогольные напитки, БАДы, антисептики, медицинские изделия, никотинсодержащие жидкости и электронные средства доставки никотина, – вот по этим товарным группам мы предполагаем продлить сроки действия эксперимента и перенести ранее запланированные сроки вступления в силу обязательных требований», – сообщила чиновница.

Без полной отмены

Приезжева также сообщила, что министерство считает нецелесообразным отменять маркировку в отраслях, где уже вступили в силу обязательные требования. Компании понесли капитальные инвестиционные затраты на оборудование, внедрение контрольной деятельности. Отмена маркировки приведет к необходимости демонтировать технику и увольнять специалистов, что привет к еще большим расходам и негативным экономическим последствиям.

По словам Приезжевой, отказ от маркировки лишит бизнеса и потребителей преимуществ:

Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.

Минпромторг разработал проект документа о переносе сроков маркировки обуви.

Почему вносят изменения

Проект предлагает внести изменения в постановление правительства № 860 от 5 июля 2019 года (о его выходе мы сообщали ранее).

Напомним, что действующие правила маркировки обувных товаров предусматривают поэтапный переход на обязательную маркировку. В переходный период с 1 июля 2019 года по 1 марта 2020 года разрешается продажа как маркированных, так и немаркированных обувных товаров. А с 1 марта 2020 года маркировка становится обязательной – в систему мониторинга должны вноситься все сведения об операциях с обувью (ввод остатков, импорт, производство, продажи).

Какие изменения вносят

Главное изменение заключается в том, что обязательное введение маркировки обувных товаров с 1 марта 2020 года разделили на две даты:

Кроме того, из-за большого количества остатков товаров на складах и невозможности многих участников движения обувных товаров успеть промаркировать эти остатки был продлен срок маркировки остатков обувных товаров:

Соответственно, предоставление участникам оборота обувных товаров, кодов маркировки остатков товаров также продлевается до 1 июня 2020 года.

Какая ситуация с маркировкой сейчас

В настоящий момент, пока не приняли новое постановление, все участники оборота готовятся к дедлайну 1 марта 2020 года. Из-за вступления в силу нового формата фискальных документов (добавления в форму чека признака маркированной продукции) продавцам необходимо обновить кассовые программы и фискальное оборудование. Также розничные продавцы уже отказываются принимать обувные товары без нанесенной маркировки.

Оптовые поставщики и импортеры маркируют остатки, заказывая огромное количество кодов маркировки. По сообщению РБК, уже было заказано более миллиарда кодов маркировки, что больше чем вдвое превышает количество годового оборота обуви во всей стране. На сайте национальной системы маркировки счетчик выданных кодов перевалил за миллиард сто миллионов.

Минпромторг перенос сроков маркировки

Как предполагают эксперты, это связано с заказом кодов про запас, т.к. позже 1 марта (или 1 июня по новому постановлению) промаркировать остатки товаров будет невозможно, и обувь придется просто списать. Также проблемы с маркировкой возникают из-за загруженности систем у оператора маркировки, чтобы успеть в срок, многие работники по учету маркировки перешли к работе в вечерние и даже ночные смены.

Проект постановления о переносе сроков маркировки обувных товаров

Мы подобрали актуальные программные продукты для адаптации оборудования и учетных систем на платформе 1С к очередной волне маркировки.

Минпромторг обратился в правительство России с просьбой отложить сроки введения маркировки воды и молочной продукции в России для фермеров, розничной торговли и ресторанов, а также упростить ее введение для этих категорий (копия письма есть в распоряжении ТАСС).

Согласно документу, обязательство для розницы фиксировать продажу промаркированной молочной продукции с 31 марта предложено перенести на 1 сентября 2022 года, а упакованной воды — с 1 сентября 2022 года на 1 марта 2023 года. В письме также сообщается о том, что фермеры, которые должны были начать маркировать молочную продукцию 1 декабря 2022 года, могут получить еще один год на подготовку — до 1 декабря 2023 года.

Согласно предложению, гостинично-ресторанный бизнес должен будет передавать в систему информацию о том, что молочная продукция и вода выведены из оборота, только с 1 декабря 2023 года. До этого момента за них такую информацию будут передавать поставщики.

Там также полагают, что цифровая маркировка показывает свою эффективность во всех категориях, где введена. Например, в категории лекарств Росздравнадзор благодаря «Честному знаку» в онлайн-режиме отслеживает достаточность медикаментов в каждом регионе и анализирует ценовую динамику. Аналогичный функционал доступен и в других отраслях, привели пример в ЦРПТ.

К 2024 году в России планируется создать единую систему маркировки товаров, призванную ликвидировать теневой оборот продукции. Маркировка уже стала обязательной для лекарств, молочной продукции, табака, парфюмерии, меховых изделий, обуви и ряда других товаров. Также проводятся эксперименты по маркировке БАДов, антисептиков.

Вокруг проекта постановления Минпромторга о введении обязательной маркировки пива сейчас идут дискуссии с бизнесом — сроки по отдельным типам упаковок «еще дополнительно обсудим», заявил статс-секретарь, заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов.

Проект предусматривает введение обязательной маркировки пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке с 1 сентября 2022 года, для продажи конечному потребителю — с 1 декабря 2022 года.

Вместе с тем, Виктор Евтухов считает, что маркировка для отрасли необходима. По его словам, эксперимент по его маркировке сейчас проходит успешно. Он закончится только 31 августа 2022 года, поэтому у бизнеса будет время, чтобы подготовиться к нему. В эксперименте участвует 170 компаний, из них 91 — производители. География эксперимента — от Калининграда до Владивостока. Маркировка в тестовом режиме запущена на 18 предприятиях, нанесение кодов опробовано на всех наиболее востребованных в отрасли типах упаковки.

При этом Виктор Евтухов уверен, что никакого дефицита пива из-за введения маркировки быть не может. Ранее о таком риске заявляли представители отрасли.

«Он возможен, только если весь бизнес вступит в сговор и проигнорирует требования законодательства, а значит — не сможет продавать свою продукцию легально. Конечно, по законам рынка такого никогда не произойдет. Если какой-то производитель решит нарушить закон, то его место на полке с удовольствием займет другой. Тем более, что сейчас в магазинах огромный ассортимент пива», — сказал замминистра.

Он напомнил, что о рисках дефицита или роста цен заявляется каждый раз, когда на какой-то товар вводится обязательная маркировка. Так было, когда, например, внедряли маркировку молока — людей пугали пустыми прилавками. Тоже самое было с минеральной водой и другими группами.

«Ни в одной категории, где мы ввели прослеживаемость, маркировка не привела к существенному повышению цен на продукцию. Более того, мы ожидаем положительный эффект, потому что, благодаря маркировке, сможем видеть всю цепочку ценообразования: сколько стоил продукт на выходе с производства и на каком этапе сколько рублей добавилось к итоговому ценнику в магазине. Это значит, что увидим и отреагируем на необоснованный рост», — отметил Виктор Евтухов.

В Минпромторге объяснили отказ от переноса сроков внедрения маркировки

Маркировка товаров легкой и обувной промышленности должна идти в установленные сроки, поскольку перенос может грозить определенными рисками.

20 мая 2020

Об этом в среду в ходе онлайн-конференции «Pro маркировку» заявил замдиректора департамента системы цифровой маркировки и легализации оборота продукции Минпромторга России Олег Тухватуллин.

«Перенос сроков маркировки товаров несет риски девальвации уже проведенной работы по формированию механизма обеспечения прозрачности и легальности (происхождения товаров. — прим. ТАСС), защиты потребителей от незаконной продукции, а также инвестиций добросовестных участников оборота в своевременную подготовку к введению таких требований, настройку собственных учетных систем, технических и бизнес-процессов», — сказал он.

По его словам, маркировка товаров средствами идентификации призвана обеспечить снятие избыточных барьеров для бизнеса, для участников оборота товаров, а также положительно сказаться на цифровизации экономики и торговли страны.

Сейчас в России проходят эксперименты по маркировке товаров в нескольких отраслях. В 2019 году обязательной стала маркировка табака, духов, шин и пневматических покрышек, фотокамер и ламп-вспышек, а также пяти групп изделий легкой промышленности. С начала этого года предусмотрена обязательная маркировка лекарств, а с 1 июня 2020 года — готовой молочной продукции.

Для маркировки используется двухмерный код в формате Data Matrix, который наносится непосредственно на упаковку товара или товарный ярлык и содержит детальные данные о продукте: наименование, производитель, дата, время и место выпуска.

К 2024 году в России будет создана единая национальная система маркировки и прослеживания товаров. Оператор системы — Центр развития перспективных технологий, созданный на основе государственно-частного партнерства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *